Спектр легкой мототехники чрезвычайно широк. Объясняется это просто: самые дешевые, простые и экономичные машинки в большинстве стран обеспечиваются законодательными льготами. Независимо от внешнего вида и конструктивных особенностей эти транспортные средства весят 50-100 килограммов, рассчитаны на одного в некоторых случаях двух человек и могут разгоняться до скорости 50 км/ч

В правилах дорожного движения большинства стран, как и в Республике Казахстан, они попадают в категорию «мопед» и соответственно никакого водительского удостоверения для управления такими машинками не требуется.

50 кубовые транспортные средства по сравнению с мотоциклами появились достаточно поздно, в конце 40-х годов минувшего столетия. До этого времени двигатели внутреннего сгорания были настолько примитивны, что минимальную мощность в 1 л.с. выдавали моторы рабочим объемом более 80-100 см3. Как только мощность «полтинников» перевалила за указанный рубеж (это произошло после второй мировой войны), они стали бурно распространятся по всему миру.

Слово «мопед» образовано из сочетания слов «мотор» и «педаль». Правда, хотя пуск двигателя при помощи педалей имели все первые мотоциклы (вплоть до середины 20-х годов ХХ века), мопедами их почему то не называли. Термин «мопед» применяется лишь по отношению к 50-кубовым машинам. Со временем для пуска двигателя стали использовать специальный рычаг – как стартер. На мопедах чаще всего применяется рама хребтового типа. Она изогнута так, что между седлом и рулевой колонкой образуется проем – это удобно для посадки водителя. Двигатель у мопеда подвешен под рамой, трансмиссия и органы управления – мотоциклетного типа, то есть со сцеплением, коробкой передач и цепной задней передачей.

Термин «Скутер» появился в Америке (от сленгового глагола to scoot – «бежать, удирать»). В середине ХХ века американские подростки стали устанавливать небольшие моторчики (в те времена такими считались двигатели объемом до 150 см3) на самокаты и совершать на них набеги на торговцев. Техника малолетних хулиганов приобрела такую популярность, что ее стали выпускать серийно.

За последние десятилетия сформировались следующие разновидности скутеров:
   - стандартные;
   - утилитарные, с багажником или кофрами;
   - ретро, т.е. передающие стиль 60-х годов минувшего столетия;
   - спортивные с «динамичным» дизайном и рядом узлов, конструктивно
     сходных с применяемыми на современных спортбайках;
   - внедорожные, с широкопрофильными шинами и атрибутами внедорожных
     мотоциклов;
   - крейсерские, оснащенные двигателями рабочим объемом от 125 см3,
     увеличенной колесной базой, полноценным местом для пассажира и
     объемным багажником;
   - кабинероллеры, оснащенные крышей над водителем и
     ветровым стеклом.

К скутерам также примыкают так называемые скутербайки, у которых передняя часть мотоцикла соединена с задней частью скутера.

Новое слово в обиходе «Скутеретта».

Скутеретты занимают собственную нишу между мопедами и скутерами. Как и у мопедов, у них хребтовая рама, к которой снизу подвешен двигатель. Отличают скутеретту от мопеда развитые облицовки. Скутеретты имеют не автоматическую трансмиссию, а схожие с мотоциклетной механическую коробку передач и цепной привод заднего колеса.

Скутеретты подразделяются на:
   - традиционные, с архаической внешностью и умеренной форсировкой двигателя;
   - спортивные, с более стремительными, чем у традиционных скутеретт формами, с форсированным двигателем, дисковыми тормозами и совершенными подвесками;
   - скутер-скутеретты, с двигателем, находящимся между ногами водителя или под настилом, и колесами малого диаметра.

По материалам журнала "Мир скутеров" 2006г. Издательство "За рулем".