Нет искры. Диагностика и ремонт системы зажигания CDI.
Частые вопросы на форуме сподвигли меня написать эту статейку.
Начнем с начала, система зажигания большинства скутеров и мопедов, а так же мотоциклов малой кубатуры (Минск, Восход) построена на конденсаторном принципе, такая система зажигания именуется CDI (конденсаторная).
Принцип действия ее прост, катушка зажигания постоянно получает питание с высоковольтных обмоток генератора (ВВ) в это время заряжается кондексатор, в момент резкого отключения питания, ВВ катушка коротится на корпус с помощью тиристора (ключа) конденсатор остается подключенным к катушке зажигания, быстро разряжаясь в нее накопленным зарядом, при быстром разряде первичной обмотки катушки зажигания (КЗ), магнитопровод катушки (сердечник) не может держать индукцию и сбрасывает свою энергию в ту обмотку где есть потребление тока (по пути меньшего сопротивления) во вторичную обмотку (ВВ). На катушке 2 обмотки, низковольтная и высоковольтная, высоковольтная подключена к свече зажигания и имеет свойство воздушного пробоя, следовательно энергия магнитопровода уходит в высоковольтную обмотку, с нее на свечу, в этот момент и происходит искра.
Функцию ключа для отключения ВВ катушек выполняет тиристор, моментом включения тиристора управляет индуктивный датчик.(не Холла)
Останов двигателя осуществляется нарушением подачи напряжения питания или сигнала с датчика, то есть когда датчик или ВВ катушки замыкаются на массу, для этого из коммутатора выходит спец провод и идет на сигнализацию и замок зажигания.
Вот собственно и все что необходимо знать.
Двигатель не заводиться, выяснили, что нет искры (выкрутили свечу, прислонили корпус свечи (резьбу) к корпусу двигателя, крутанули стартером или киком). Начинаем диагностику.
Визуально оцениваем состояние свечи, обычно с нее уже капает, а значит возможно свеча уже пробивает (искра проходит по верху или внутри сырого изолятора, копоть (углерод) является проводником, металлосодержащие присадки в бензине тоже) и искру мы не увидим. Откладываем эту свечу сушиться, берем другую сухую и проверяем еще раз искру, убеждаемся, что искры нет.
Проверяем исправность колпака, обычно в нем находиться сопротивление, которое могло перегореть. Самая простая проверка это прицепить ВВ провод прямо на свечу или поднести провод к корпусу двигателя с зазором 2-3 мм и проверить искру.
Далее, проверяем и перетаркиваем все соединители, это соединители проводов идущие от датчика к коммутатору, от ВВ катушек к коммутатору, корпусной (масса) от генератора к коммутатору, провод идущий от коммутатора на катушку зажигания, соединение корпуса двигателя с корпусным выводом катушки зажигания.
Бывает , что искра при пуске слабая или ее нет, такое бывает при пуске со стартера с разряженным АКБ и с большим зазором между датчиком и магнитопроницаемой полоской на роторе. Чем зазор меньше тем лучше, но датчик не должен тереться об полоску (искры не будет), то есть устанавливаем минимальный зазор с расчетом люфта подшипников коленвала, то есть зазор 0,2-0,5 мм.
Если искра не появилась, копаем глубже, берем мультиметр и проверяем сопротивление датчика (200-470 ом) и ВВ катушек (500 ом-4 кОм) предварительно отключив эти провода, точных данных не помню, но это не столь важно, главное чтоб показало что нет обрыва.
Далее отцепляем от коммутатора провод-глушилку и на влюченном зажигании проверям мультиметром сопротивление между проводом и корпусом двигателя, сопротивление должно стремиться к бесконечности в режиме Ом.
Если показывает замыкание, то отключаем сигнализацию, все равно замыкание, то отключаем этот провод с замка зажигания, все равно замыкание – провод протерся и касается массы, меняем. Нет замыкания- виноват замок, меняем замок или ставим себе дополнительную кнопку глушилку, сняв эти провода с замка и подсоединив их к кнопке.
Если все у нас нормально, а искры так и нет, то далее рекомендуется заменить коммутатор на заведомо-исправный и далее катушку зажигания.
Часто возникает ситуация что менять не чем, взять не у кого, а покупать дорого.
Я использовал такой способ: прямо у коммутатора зачищал изоляцию на проводах выход на КЗ и массу, к этим проводам приматывал светодиод и крутил стартером, при исправном коммутаторе светодиод вспыхивает в полнакала, если не вспыхивает, то меняем полярность диода и проверяем. Если никак не вспыхивает, то неисправен коммутатор, если вспышки есть, а искры нет, виновата КЗ.
Вскрываем полик, добираемся до КЗ и мультиметром прозваниваем обмотки.
Сопротивление низковольтной обмотки 0,3-0,4 Ома измеряют на контактах куда цепляются провода, высоковольтной до 20 кОм между одним из контактов и ВВ проводом.
И последнее, если прозвонка показала что КЗ исправна, а искры нет, проверяем провод идущий от коммутатора на КЗ, а так же провода соединяющие корпус двигателя, коммутатор и КЗ.
Желаю удачи!
Отредактировано andrykevi4 (2011-08-22 23:48:14)